понедельник, 3 апреля 2017 г.

Эко-марафон. Задание №1: снижаем свой экослед.

На днях я писала, что участвую в марафоне #СнижаюСвойЭкослед, 3-я волна. Как и обещала, делюсь информацией)

Сегодня у нас было первое задание, тема «Считаем экослед»

Экослед мы считали вместе с сыном. И я была очень счастлива, что сын, недавно заявивший, что у меня перекос в сторону экологии)), сам с большим азартом принялся за подсчет при помощи специального калькулятора!


Вначале мы посчитали свой экологический след при помощи лайт-версии калькулятора (40 вопросов) и получили результат в 2 планеты. 

Результат версии «Профи» (100 вопросов) порадовал меня еще больше – 1,3 планеты.



Дом
Отвечая на вопросы, я задумалась над некоторыми моментами, о которых раньше никогда не задумывалась. Например, о том, сколько воды, электричества и газа мы с сыном потребляем ежемесячно. Мы уже давно перешли на светодиодные лампы, кое-где еще остались энергосберегающие, но мы их заменим на диодные, когда те выйдут из строя. Стараемся выключать свет, если уходим из комнаты, используем электроприборы класса А, бережем воду (выключаем, когда чистим зубы, принимаем душ вместо ванны, пользуемся на унитазе кнопкой половинного смыва, посуду моем в посудомойке). И я думала, что мы достаточно экологичны по этим пунктам, но заблуждалась! Самое больше потребление (40%), если верить результатам теста, происходит у нас именно в разделе «Дом». Есть о чем поразмыслить…

Теперь немного технических моментов) Из-за большой любви к расхламлению и утилизации мне было сложно вычислить среднегодовой показатель по всем пунктам, кроме воды. Всё потому что после оплаты я сразу же перекладываю квитанцию в коробку с макулатурой)) Раньше я хранила их в течение года, но когда поняла, что поводов обращаться к квитанциям повторно не возникает  практически никогда, стала их ликвидировать. По этой причине расход электроэнергии высчитала приблизительный, разбив условно потребление на летний и зимний период.


Так как зимой почти все время темно, а работаю я дома, свет горит практически весь день, а в сильные холода приходится включать теплый пол на кухне, так как у нас там нет батареи, зато есть балконная дверь (наследство от прежних хозяев). Летом расход электроэнергии значительно снижается, потому что световой день бесконечный и на улице тепло, а основное потребление электричества происходит за счет электроприборов (холодильник, духовка, стиралка, посудомойка, ноутбук и зарядные устройства).
Соотношение потребления электроэнергии зимой и летом я условно сделала 2:1.
Высчитать среднемесячный расход воды было проще, потому что я второй год фиксирую показания счетчика в отдельную тетрадку.
С газом пришлось вообще действовать наугад. Поскольку у нас не установлен счетчик (я пока не вижу в этом смысла), а газа мы потребляем мало, пришлось звонить маме, у которой установлен счетчик, и «пытать» ее на предмет того, сколько в среднем они с папой потребляют газа за месяц. Эту цифру я поделила на два и получила приблизительную цифру нашего ежемесячного потребления газа.


Транспорт
Поскольку в данный момент я – фрилансер, мой еженедельный километраж на общественном транспорте оказался очень и очень скромным. Что меня в очередной раз очень порадовало и, конечно, существенно сказалось на результатах теста. Также я поняла, что в плане перемещения в пространстве действую вполне экологично:  если есть возможность, стараюсь передвигаться по городу пешком, летом езжу на велосипеде, а если передвигаемся на машине, то всей семьей (4 человека). От услуг такси практически отказалась за исключением экстренных случаев.

Питание
В этом разделе всё было достаточно предсказуемо – я достаточно давно обращаю внимание на то, что ем, читаю информацию о составе на упаковках, стараюсь покупать те продукты, которые не произведены в химической лаборатории, а выращены в природе. Но никогда особенно не задумалась о том, насколько экологическими методами произведены продукты, которые я покупаю.
Производство экологическими методами означает, что при выращивании продуктов питания или кормов животных не используются удобрения или методы защиты растения. Продукты, произведенные экологическими методами, обычно отмечены знаком mahetoit, кроме случаев, когда они выращены на личном приусадебном участке.
Мы, конечно, едим много продуктов с огорода моих родителей, в том числе в замороженном виде (спасибо им за это большое!), но ведь не все можно вырастить и сделать самим. Например, крупы, муку, макаронные изделия… А на упаковках производителей тех продуктов, которые я обычно покупаю, ни разу не встречала отметки mahetoit.
Что касается географии продуктов, то стараюсь поддерживать местных производителей – покупать хлеб в пекарне по соседству без пластиковой упаковки, молочные продукты, произведенные в своём регионе, а также у людей, имеющих собственное подворье. Мясо, птицу также стараемся брать у производителей нашего региона. А летом еще и рыбу берем иногда у местных рыбаков.
Из мучного покупаю только выпечку в пекарне по соседству, остальное (торты, кексы, печенья, полезные сладости) делаю дома. Также второй год сами делаем йогурт. Из сладостей себе беру только горький шоколад, а сын пока ест то, что ему нравится…

Потребление товаров и услуг
Благодаря усилиям, приложенным мной в 2016 году, считаю себя достаточно осознанным потребителем) Результаты теста подтвердили это. Я стараюсь покупать только то, что нужно. Если есть возможность купить какую-то вещь с рук, использую ее. Больше десяти лет преимущественно одеваюсь в секонд-хендах, в прошлом году в нашем городе появился благотворительный магазин «Лавка Добра», теперь и туда захожу. Свои одежду и вещи, ставшие ненужными, тоже «пристраиваю»: продаю недорого, раздаю знакомым, отвожу на бесплатные ярмарки либо отдаю в благотворительный магазин. Пользуюсь экосумкой и хожу в магазин со своими пластиковыми пакетиками, чтобы не приносить домой новых). Сортирую мусор (бумага, пластик, стекло, жесть), сдаю батарейки и отработанные электронику на переработку.
С удивлением обнаружила, что походы в спортклубы и на культурные мероприятия, оказывается, тоже влияют на наш экослед. И в очередной раз порадовалась тому, что кроме двух походов в неделю в спортзал, я 3-5 раз в неделю бегаю в лесу, снижая таким образом свой экослед. Ведь для этого не требуется никаких дополнительных ресурсов, кроме спортивной одежды: ни тепловой, ни электрической энергии, ни транспортных расходов.

Ну и в завершение своего весьма внушительного поста поделюсь списком идей по снижению экоследа в течение месяца марафона:
- не оставлять в розетке зарядные устройства без телефона;
- переводить ноутбук в «спящий режим», когда не работаю;
- не оставлять на паузе фильмы более чем на час (бывает, что оставляю и на день и на два);
- на будущее: отследить количество потребляемой электроэнергии, воды и газа и вывести среднегодовые показатели.
- узнать дни и время продаж молочной продукции жителями соседних деревень;
- поинтересоваться, где можно купить домашние куриные яйца;
- посадить свой лук, чтобы не покупать в магазине;
- начать обращать внимание на экометки на товарах, вообще выяснить, если в наших магазинах эко-товары;
- узнать, как грамотно утилизировать медикаментозные отходы (блистеры от таблеток, пузырьки от спреев для горла и носа, просроченные лекарства и т.д.) и начать внедрять эти знания в жизнь.

Лук уже посадила сегодня утром)



Интересно, а какой экослед у вас? Вы можете посчитать его на калькуляторе.
Версия 1: Профи http://jalajalg.positium.ee/?lang=RU (100 вопросов, 40 мин.)
Версия 2, Лайт: http://clicr.ru/footprint (40 вопросов, 5 мин.)

На этом сегодня все! Надеюсь, вам было интересно почитать эту "простыню") Буду рада обратной связи! Ну а если поделитесь каким-то своим опытом, мыслями, буду несказанно счастлива!


#экомарафон #годэкологии2017 #экология #выгодныеэкопривычки #зеленыйдрайвер #устойчивоеразвитие



18 комментариев:

  1. Спасибо!я об этом только узнала,пригодится в работе!Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Наташа, очень интересно было почитать. У меня с тобой сходится только раздел Дом и не много транспорт, в остальном, конечно все гораздо печальнее. С выбросом мусора проблема совсем не разрешимая. т.к. в городе нет раздельного сбора мусора. Я даже как-то подписывала петицию от Гринпис, о раздельном сборе мусора, так мне ответ пришел от правительства Мурманской области, что в ближайшие года нет финансовых средств у государства, что бы в нашем регионе организовать такой сбор. Ну и с питанием беда, совсем не слежу за тем, что ем, а надо бы заняться... может твой пример меня подтолкнет к этому)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, здорово, что у нас что-то сходится! На счет раздельного мусора у нас тоже не все так радужно, как может показаться. Я живу в пригороде, у нас весь мусор собирается вместе. Поэтому я все, что насортирую отвожу в город попутно, когда едем туда всей семьей по делам. Контейнеры для раздельного сбора установлены не везде, всего их по городу порядка 50, если не ошибаюсь. И устанавливали их не власти, а представители общественной организации "Чайковский. Зеленая эволюция", к которой я сейчас примкнула. Они просто договорились с руководителем организации по сбору вторсырья, он их обслуживает на добровольных началах. А сами контейнеры покупались на средства, собранные от сбора макулатуры. Власти бездействуют, слава богу, не мешают. Ждут регионального оператора...
      Петицию гринпис я тоже подписывала, надеюсь, что в год экологии ситуация с раздельным сбором мусора в нашей стране сдвинется с мертвой точки, а строительство пяти мусоросжигательных заводов все-таки запретят.
      С питанием можно потихоньку вводить изменения, если будет такое желание. Буду счастлива, если мой пример вдохновит тебя на какие-то перемены и формирование новых эко-привычек!

      Удалить
    2. Ситуация с доступностью раздельного сбора отходов у нас печальна по всей стране, к сожалению. Только 9% жителей страны имеют доступную инфраструктуру раздельного сбора. Если интересна более подробная статистика с рейтингом городов, можно посмотреть вот здесь http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2017/03-15-rating-rso/?ea.tracking.id=fromemail_0404_3398&utm_source=email&utm_medium=other&utm_campaign=0404_3398

      Удалить
    3. Наташа, вчера ходила в магазин и уже обратила внимание на ценники, оказывается на них пишут производителя, а раньше я не замечала этого. Купила молоко, хлеб, колбасу производства нашей области. А колбаса еще и вкусной оказалась))) Буду по внимательнее теперь с этим вопросом. Вредную пищу мы практически не употребляем всей семьей, даже дочка не любит все то, от чего другие дети просто не могут жить)) Так что, положительные перемены будут))

      Удалить
    4. Анют, это ж здорово! Как будто бы мы вместе проходим марафон) Желаю тебе много новых приятных открытий в продуктовых магазинах города! А если смотреть состав продуктов, будет еще интереснее и вкуснее!
      Ситуации с дочкой я прям по-хорошему завидую! Мой сын падок на рекламу (хоть у нас дома ТВ практически не включается) и еще ему хочется выглядеть круто... А это обязывает пользоваться "крутыми" вещами и есть "крутую" фигню... Наверное, я сгущаю краски, если взять за пример среднестатистических детей и посмотреть, что они едят - мой ангел. Но все же хочется, чтобы с ранних лет привыкал питаться правильно и немного думать о том, что он ест: нефтепродукты. напичканные вредной химией и завернутые в яркую и красивую упаковку, или вкусную и полезную еду. Очень хочется.

      Удалить
  3. Уж не знаю,как насчет экологии,но насчет экономии счетчик на газ очень нужная вещь!!Разница-в три раза.
    Нее,я не такая...вода у меня льется...посудомойки нет и не будет(я как-то не вижу в ней смысла). Ну,в разумных пределах,конечно-приучаю детей не мусорить на улице и позорю тех,кто так делает.Про всякую вредную еду-это мое любимое!!-всячески стараюсь привить детям мысль,что нормальная еде вкуснее и полезнее(но это скорее тоже не забота о природе,а о здоровье и весе))А вообще,тема,конечно обширная и во многом спорная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо, что написала! Мы такие разные и от этого намного интереснее жить! Про газовый счетчик буду думать) Его установка и покупка обойдется мне примерно в два года платы по квитанциям без счетчика) А еще один момент, который меня останавливает - у меня в кухне красота, а когда его повесят на трубу, которая спрятана в мебели, неизвестно как все будет выглядеть...) В общем, девочки - такие девочки))
      Не мусорить на улице - это уже много, особенно, если это прививается детям. А про еду - я тоже люблю покушать! Но у полезной еды и вкус другой! И ей наедаешься быстрее, вот, правда! Думаю, вы едите овощи, фрукты и ягоды с огорода - это уже полезно. Пьете молоко местного молокозавода, а не привезенное из другой страны - это тоже здорово! Может, иногда берете мясо на местном рынке, или творог/молоко - еще один плюс к вашему здоровью! Я сама очень люблю мучное и сладкое! И пеку, и ем! Только выбираю рецепты с более полезными продуктами, а вредные типа маргарина заменяю сливочным маслом. Ну и т.д.) Думаю, ты поняла ход моих мыслей) Вот вчера, например, сделала мороженное из домашнего йогурта с замороженной смородиной, добавила туда сахара, конечно) но там нет никаких консервантов, Е и растительных жиров - опять польза! Я собираю всякие полезные рецепты сладостей и если это будет интересно, могу делиться)
      А на счет питания детей, тут, только через личный пример можно воздействовать. Как и во всем остальном, впрочем. У меня пока даже личный пример не срабатывает, к сожалению...(

      Удалить
  4. Ната, с удовольствием почитала. прошла тест - 2 планеты...не мало...
    согласна с твоими тезисами и с тем как ты делаешь. всегда с тяжким чувством выбрасываю мусор, ох сколько его... сама я воду и эл энегию стараюсь экономить, но домочадцы...эх... у нас квартира на северной стороне и, конечно, темновато, света горит всегда много, лампочки почти все заменили. у себя в городе я нашла контору, которая собирает пластик для переработки и ставит бесплатные сетки-ящики для сбора. теперь в нашем и соседнем дворах красуются такие штуки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, две планеты, конечно, не мало, но опять же это и не три и не пять! С другой стороны есть к чему стремиться) По поводу мусора - после того, как стала раздельно собирать отходы, заметила, что мусор стали выносить намного реже - один раза в две недели! Бумагу складываю в коробочку и потом отношу макулатуру в библиотеку. Пластиковые пакет с маркировкой 1,2,4,5 складываю в большой пакет, который висит в коридоре рядом с коробкой для макулатуры. Пластиковые бутылки и прочие емкости с той же маркировкой выношу на балкон, собираю в пакете. Стекла мало, его тоже собираю в отдельную коробку, которую также храню на балконе. Т.е. то, что часто встречается в нашей жизни складируем в доме. чтобы было под рукой все время, а то, что реже встречается - на балконе, благо он у нас большой) Пакеты из под молочки мою и сушу. Тоже сдаю в переработку. А сейчас нашла одну тетеньку в доме по соседству, она вяхет из них коврики крючком - красиво получается и прочные! Учитывая, что пластик не разлагается до 1000 лет, можно сказать, коврики получаются вечные)
      Понятно, что мы не можем всех заставить жить так как мы, но своим примером можем хотя бы подтоклнуть к тому, чтобы люди начали задумываться на эти важные темы! Я сама очень люблю, чтобы в доме было светло. Чтобы горел и верхний свет и локальные источники, особенно, зимой, иначе я все время буду хотеть спать. Я не заставляю себя сидеть в темноте, я просто меняю лампочки на более экологичные. И так во всем. Нет смысла доходить до абсурда и впадать в крайности. А то, что у вас во дворах есть ящики для раздельного сбора - это очень здорово!

      Удалить
  5. Наташа, вернулась еще вот чего добавить. ты не написала про быт средства. чем пользуешься? у меня прямо тоже пунктик на биоразлагаемые ингредиенты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, здесь у меня большая дыра... И этот пробел я восполню в рамках марафона, потому что это теме будет уделено достаточно времени. Буду делиться! А пока могу дать ссылку на полезный ресурс http://ecopolka.ru/stirka-i-uborka.html Из российских производителей экосредств пока могу назвать только БиоградПродукт https://biogradproduct.ru/ Если честно, заглянув на их сайт, поймала себя на мысли, что для меня на сегодняшний день средства достаточно дорогие. Может, конечно, у них маленький расход, спрошу потом у организаторов. А вообще к экосредствам для уборки дома относят соду, уксус, лимонный сок, соль и горчичный порошок. Думаю, при желании можно найти в интернете массу вариантов их применения.

      Удалить
  6. Наташа, привет!

    Я очень рада, что ты проходишь эко-марафон, да еще и с нами делишься информацией!

    Я прошла оба эти калькулятора и результаты очень странные. Быстрый калькулятор показал аж 4 планеты! Я ему не поверила :))) То ли факты, что мы живем в мегаполисе и в прошлом году летали на самолете так ухудшил показатели,то ли что, ну прямо вообще неправдоподобно.

    Второй подробный тест насчитал 0,74 планеты (я думаю, тут поди преуменьшен результат, ну, или реально живя на прожиточный минимум невозможно чрезмерно расходовать ресурсы планеты) :))) Видимо, те факты, что нас 5 человек в квартире и везде и всюду тоже 5, и денег мало, соответственно и покупок самый минимум, ну и овощи все со своего (с бабушкиного) огорода, а на самолете мы летели недолго и вообще не каждый год летаем... Видимо тут это всё учитывалось.
    При этом как-то не критично повлиял тот факт, что большую часть мусора мы раздельно не передаем на переработку (у нас есть сбор пластиковых бутылок отдельный, лампочек-батареек). Еще наверное считается, что мы очень мало покупаем одежды + вся детская одежда наследуется (нам передают - мы передаем).

    Очень ждала вопроса пользуемся ли мы биоразлагаемыми средствами для уборки дома, а его не было совсем. Мне кажется это очень важный вопрос. До кризиса последних двух лет, кроме стир. порошка и средства для унитаза, у нас всё было эко. Сейчас т.к. цены просто взлетели, то остались эко только средство для мытья посуды + таблетки для посудомоеч. машины. Мы долго пользоволись только маркой Ecover , но сейчас пробуем Amway порошок для посуд. машины (он тоже эко и состав на 100% совпадает с таблетками Ecover, по цене почти в 2 раза дешевле, но расходуется не так экономно. Мы всегда запускаем только пол-дозы средства, таблетки делить пополам проще. чем порошок точно отсыпать).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, мне будет очень полезно и интересно, если ты будешь делиться находками полезного питания. У меня по питанию просто дыра... Фрукты выходят довольно дорого (и у нас на Урале не так просто найти вкусные фрукты), а вкусненького хочется. В результате у нас в пищевой корзине очень много хлебобулочных изделий. Вот как снизить потребление промышленной выпечки раза в 2? вот это у нас проблема... Я и сама умею печь, и раз в неделю точно пеку что-нибудь, но съедается это всё за раз. А кормить семью надо 3-4 раза в день и после основного блюда у нас всегда чай с печенькой...
      Плохо это конечно...

      У нас с корзины, в которую пластиков. бутылки собирают, всё время срывают табличку с перечнем, что туда можно кидать. какой пластик, а какой нет. Никак не могу запомнить, что туда кроме пластик. бутылок можно кинуть (у нас молоч. продукты в них). Надо что ли где-то такую табличку найти и сфоткать...

      Еще мы пакеты для мусора тоже био-разлагаемые покупаем.
      Кстати, у нас знакомый на собственном опыте убедился, что пакеты с такой маркировкой долго не живут. Он случайно сложил в такой пакет вещи на долгое хранение. Через год или полтора, когда достал, обнаружил, что пакет рассыпался и стал похож на труху.

      Удалить
    2. Догадалась скопировать результат:
      Размер твоего экологического следа 1.52 общих гектаров в год. Это означает, что, если бы все люди жили так же, как ты, им потребовалось бы 0.74 земных шара:
      Результат:
      gha/in a
      Дом 0.33 (21.5%)
      Транспорт 0.26 (16.9%)
      Питание 0.35 (23.1%)
      Потребление товаров и услуг 0.59 (38.5%)
      Итого: 1.52 (100%)

      Но, потребление товаров и услуг - тут явно сыграло роль, то что мы ежемесячно платим ипотеку (это ровно треть от всех доходов семьи). Там был пункт траты на услуги (и заемы тоже учитывались).
      На самом деле, я бы не отказалась потреблять больше... Жить на прожиточный минимум и из него треть тратить на ипотеку не так уж и здорово. Но видимо весьма экологично :)))

      Удалить
    3. Ух, Юльчик, сколько написала! Начну с того, что очень рада, что тебе интересно следить за марафоном! Результаты тестов на экослед нельзя считать 100% достоверным, так как мы пользуемся адаптированной скандинавской версией, так как российской, к сожалению, не имеется.
      По эко-средствам (для дома, а также по уходу) у меня огромный пробел. Ничем не пользуюсь, кроме амвеевского средства для чистки духовки, я ей и плиту мою и прочие поверхности, где много жира. Косметикой пользуюсь обычной, средствами по уходу тоже. Так что этот пробел мне предстоит заполнить.
      По поводу питания - очень понравился мне ресурс https://roscontrol.com/ Там есть не только рейтинги качественной и безопасной продукции, но и интересные обзоры и полезные статьи. Рекомендую! Оказывается, можно купить и в обычных магазинах и не по космической цене что-то вполне натуральное. Читая обзоры, приятно удивилась, что очень много образцов продукции Макфа и Увелка соответствуют требованиям безопасности и качества.
      На счет хлебобулочных изделий - да, излишки ни к чему, нужно сокращать потребление. Печь дома хлеб для меня не вариант - мы его мало едим, поэтому я для себя решила, что нам больше подходит покупка хлеба в пекарне по соседству. Печенье, кексы, торты стараюсь печь сама. Вместо печеньки можно приучать семейство к сухофруктам - я сама ем финики, курагу, изюм, но не в пакетиках запаянных, а на развес. Чтобы можно было и понюхать и потрогать) А еще беру арахис, подсушиваю в духовке, и иногда кладу их внутрь финика вместо косточки, получается вкусно) С грецким орехом еще вкусней, но они не дешевы...
      Вот на днях попробовала сделать домашнее мороженое из йогурта, который делаю сама, смородины и сахара. Получилось вкусно, всем понравилось, правда, сын только раз лизнул. Оно его не впечатлило. Зато вчера с таким воодушевлением ел мороженое Экзо с каким-то невероятным химическим составом и запредельной высокой цене... По поводу фруктов - сама начала чувствовать, что страдаю зимой. До февраля еще находила в магазине ароматные яблоки (я всегда нюхаю фрукты и овощи, если пахнут - беру, если нет - не беру), то сейчас их нет. Бананы иногда хочется, но они какие-то зеленые и страшные. Из фруктов берем сейчас иногда мандарины и киви. Очень хочется уже лето и огородную свежую еду. Огурцы стараюсь брать тепличные, российский, помидоры - черри, у них хоть какой-то вкус и аромат есть. Большие "пластиковые" помидоры не имеют ни цвета, ни вкуса, не запаха, я на них даже не смотрю.
      По поводу ипотеки и доходов - грустно, конечно, но зато вашей большой семье есть где жить. Очень понимаю твое желание жить не на прожиточный минимум, я сейчас сама официально безработная, гордо имению себя фрилансером и зарабатываю сколько могу) Но просиживать попу в офисе с утра до вечера за копейки не хочу, да и вообще не хочу в офис с начальниками. Поэтому согласна на меньшие доходы, но с душевным покоем. И да, это экологично! Меньше расходов на потребление на самом деле ненужных вещей, трат на походы в кафе и услуги такси)) Здоровое питание, осознаное потребление, вторая жизнь вещей - красота!))

      Удалить
    4. С маркировкой для пластика тоже долго были проблемы - никак не могла запомнить. А потом психанула, переписала на листочек и повесила на холодильник. С тех пор и начался мой активный раздельный сбор, а теперь я уже наизусть знаю, что перерабатывается, а что нет) Заглядываю в листочек только когда сомневаюсь, что правильно помню)) Перерабатывают пластик с маркировкой 1,2,4,5. Запиши себе на листочек) или сфоткай!

      Удалить

Спасибо, что нашли минутку и оставили свой комментарий!